Путешествуем по Индии и не только , вливаемся в удивительную местную действительность.Читайте рассказы о наших путешествиях и анонсы новых приключений. Присоединяйтесь к нашим группам !!! +7 908 800 29 61,+7 913 627 7625 (WhatsApp, Viber)

понедельник, 27 мая 2019 г.

Путешествие по южной Индии 2019

2 - 26 января маршрут: Дели – Ченнаи – Мамаллопурам – Пудучерри Чидамбарам – Каньякумари – Рамешварам – Мадурай – Варкала – Тривандрум – Дели.

Я путешествую по Индии уже шестой год, многое успела повидать, во многих местах побывала. В этом году решила выбрать один из своих любимых маршрутов – маршрут по штату  Тамил Наду. Я, почему то, постоянно возвращаюсь именно в этот штат. Как здорово перемещаться из города в город вдоль всегда неспокойного Бенгальского залива.  Здесь очень хорошо сохранились древние индуистские храмы, в которых проводят пуджи по традициям, которым не одна тысяча лет.  В этих краях  живут очень доброжелательные позитивные люди, здесь настоящая Индия.
В этом году в путешествие собрались люди из Москвы, Омска, Санкт Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска и Новосибирска.
В группе нас было десять человек, как обычно,  почти одни женщины,  пятеро из которых звали Наталья, и всего один мужчина, Николай из Москвы.
Пять участниц с одинаковым именем, такого ещё не было!!!
До Дели мы добирались тремя группами авиакомпаниями Аирастана через Алматы и Аэрофлот через Москву. Наталья и Николай собирались присоединиться к нам в Ченнаи, прилетев из Куало-Лумпура после путешествия по юго восточной Азии.
Я летела авиакомпанией Аирастана с Натальей из Омска, Натальей из Красноярска и Оксаной из Новосибирска.

Три Натальи и Оксана
1 января. Авиакомпанией Аирастана две Натальи утром вылетели из Омска. Лететь нам предстояло с двумя пересадками в Астане и в Алматы. В Астане мы встретили Оксану из Новосибирска, в Алматы прибыли поздно, несколько часов переночевали в недорогой гостинице Аксункар, до которой совсем недалеко пешком можно дойти от аэропорта, и где есть возможность оплатить только половину суток проживания.

2 января. Утром встретили ещё одну Наталью из Красноярска, которая до Алматы добиралась поездом. В 7.50 утра вылетели из Алматы, в 11.10 утра приземлились в международном аэропорту в Дели, очередей на паспортном контроле не было, границу прошли быстро, до отеля в Пахаргандже добались на метро.
метро, линия Аэропорт - жд вокзал Нью Дели.
В Дели мы обычно останавливаемся в районе Пахаргандж на улице Мейн базар в отеле Hare Rama. Это невероятно грязная шумная улица, но она находится рядом с жд вокзалом New Delhi и двумя станциями метро, откуда легко добраться до любой достопримечательности города, так же, ночью, когда метро не работает сюда можно доехать из аэропорта на автобусе № 4.
На Мейн базаре много обменных пунктов с выгодным курсом обмена валюты, недорогих кафе с адаптированной под западных туристов кухней и всяких лавочек, в которых продают товары, привезённые сюда со всей Индии. Такая вот резервация для туристов. В этом году в отеле Hare Rama сделали ремонт, полностью сменили весь персонал, комнаты значительно подорожали. Мы остановились здесь, потому что в камере хранения этого отеля можно было оставить зимние вещи на всё время путешествия по цене 10 рупий в день за одну сумку.

Дели, улица Мейн Базар
Сегодня вечером прибывали наши участницы, которые летели в Дели через Москву. Мы погуляли по Мейн Базару, купили в лавочке в переулке местную симкарту с интернетом, которая должна была активироваться уже сегодня вечером. С активацией карты нам помог продавец. Как то мне удавалось это сделать самой с пятой попытки, отвечая по телефону на вопросы автоответчика, но лучше это делать с чьей-нибудь помощью.
Вечером я получила сообщение, что одна из участниц нашей группы приехать не сможет, в группе нас осталось девять человек.
Самолёт аэрофлота должен был прибыть в Дели в 23.45, до аэропорта я добиралась на метро, встречала группу на улице у выхода №5 , та как в Индии в аэропортах очень строгий контроль и в внутрь пускают только пассажиров с билетами.
Ждать пришлось долго, было очень холодно, температура ночью опустилась до + 6. Самолёт из-за снегопада в Москве опоздал на 2 часа.  Наконец-то Наталья из Питера, Ирина и Светлана из Нижнего Новгорода вышли из аэропорта.
На автобусе №4 до Мейн базара мы добрались к трём часам ночи. Нам предстояло перейти привокзальную площадь, пройти через виадук на другую сторону железнодорожных путей и пройти по тёмной улице до своего отеля.  Никогда раньше, так поздно я не ходила по этим местам, даже в час ночи здесь всегда многолюдно, казалось, что эта улица никогда не спит. Сейчас здесь спали все. Водители рикшей спали здесь же в своих машинах, пассажиры в ожидании своих поездов спали на земле, завернувшись в одеяла, охранник при входе на виадук, где проверяют содержимое рюкзаков, дремал на стуле.

Не спали только  бродячие собаки, которые сразу активизировались, увидев маленькую компанию женщин с рюкзаками. Одна из них прыгнула на меня, поставив мне на плечи свои лапы,  когда мы шли по виадуку, ничего не оставалось, как продолжать идти, пока она не отстала. В Индии я абсолютно не боюсь людей, со всеми можно договориться,  но я не знаю как себя вести с бродячими собаками, которые ночью становятся опасными.

До отеля по ночному Мейн базару дошли без приключений, несколько человек там всё-таки бродили и предлагали нам комнаты. В отеле я перебронировала четырёхместный номер на трёхместный номер, девочки быстро заселились и пошли спать.
новые участники прибыли аэрофлотом
3 января. Утром мы поменяли деньги, купили сим карты с интернетом, позавтракали  в кафе Diamond на Мейн базаре, это очень хорошее кафе, где можно поесть качественную индийскую и европейскую еду по разумным ценам, хозяин очень радушный и вежливый человек, совершенно случайно нашла его, теперь в Дели мы всегда едим только здесь. После завтрака на метро мы поехали смотреть Акшардхам, который  вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса как самый грандиозный индуистский храм в мире.

Открытие храма состоялось в 2005 году. Его строительство велось в течение 5 лет. Строительство обошлось в 500 млн. долларов США, собранных за счёт добровольных пожертвований. Это помпезное сооружение Дели украшают более двухсот колонн и множество скульптур. Сам комплекс занимает 12 гектар. На территории устроены выставки, проходят театрализованные представления. Здесь можно кататься на лодке по искусственной реке или полюбоваться на музыкальные фонтаны.
Храмовый комплекс был посвящен великому учителю Нараяне. Акшардхарм переводится как «Дом для Бога», «Обитель Бога».

В XVIII веке в городе Айодхья на севере Индии родился мальчик по имени Нилкантх. С раннего детства он мечтал быть Великим йогом. В 11 лет 29 июня 1792 года он ушел из дома ночью в дождь, и вошел в реку Сарью, и отдался на волю бушующего потока. Течение вынесло его на берег уже совсем в другой провинции. Тогда он начал свое семилетнее странствие босиком по всей Индии. Он прошел около 8 000 миль и удивлял каждого встречного своим стремлением и аскезой. Он вдохновлял огромное количество людей на духовное развитие, распространял знания о йоге и различных духовных практиках, но нигде не оставался жить. Он просто шел и не мог остановиться или задержаться где-либо надолго, так как чувствовал свою «особую миссию».
В истории храма Акшардхам говорится, что Нилкантх — это аватар Бога Нараяны (Вишну), поэтому называли этого странствующего йога Нараяна. По поверью, он был призван на Землю, чтобы пробудить индуистский народ, вернуть в индуизм утраченные знания и провести реформы этой религии. И действительно, его учение круто изменило сознание людей и жизнь всего социума.
Вход на территорию храма бесплатный. Фотографировать в Ашкдраме запрещено, надо было сдать в камеру хранения всю фото и видеоаппаратуру и мобильные телефоны. При входе в Ашкадрам обыскивают тщательнее, чем в аэропорту.
С собой разрешено взять только поясную сумку с деньгами и документами и питьевую воду.
Мы зашли в великолепный храм украшенный самоцветами и резьбой по мрамору, обошли вокруг, изучая каменные барельефы, изображающие какую-то волшебную историю древней книги притч «Панчатантры» из жизни слонов, один из них был с восемью хоботами.
За 300 рупий купили билеты в музей истории Индии, пенсионерам была значительная скидка на билеты.
Этот музей – настоящий индийский Диснейленд, внутри множество залов, где показывают небольшие фильмы о жизни учителя Нараяна,  совсем как живые,  куклы роботы показывают сцены из его странствий. В конце экспозиции течёт настоящая река, зрители садятся в лодки и плывут по ней, на обоих берегах куклы роботы показывают сцены из 10 тысяч лет истории Индии.
Вся экскурсия по музею длилась около двух часов, когда мы вышли на улицу,  было уже темно и началось лазерно световое шоу фонтанов – великолепное зрелище. Чтобы сразу после музея попасть на шоу фонтанов, лучше приехать в Ашкардхам  к часу дня, тогда в кассе продают общий билет на просмотр музея и шоу фонтанов.
шоу фонтанов
В отель вернулись к восьми вечера, активировали сим карты, сдали зимние вещи в камеру хранения, уместив всё в одной сумке.

4 января. Утром на двух такси - четырёхместная машина – 400 рупий, мы уехали в аэропорт терминал 3. Такси дешевле заказать в отеле, чем на площади у жд вокзала.
аэропорт Дели

Самолёт в Ченнаи вылетел без опозданий, по прилёту нас должны были встретить Наталья и Николай, их самолёт из Куало-Лумпура прибывал раньше нашего, в аэропорту их не оказалось, я получила сообщение, что они после ночного перелёта очень устали и, не дождавшись нас, сами уехали на такси в Мамаллопурам.
аэропорт Ченнаи
В аэропорту я оплатила машину в одном из киосков транспортных компаний,  и мы на двух машинах, не заезжая в Ченнаи,  поехали в Мамаллопурам.
При заказе машины всегда надо оговаривать, входят ли расходы на платную дорогу toll road и  расходы за платную стоянку, если заранее не договорится с водителем, цена в пути может возрасти.

Мамаллопурам – очень симпатичный прибрежный городок в шестидесяти километрах от Ченнаи.
Город возник в VII веке н. э. как главный порт царства Паллавов под названием Мамаллапурам (назван в честь одного из царей). С эпохи Паллавов (VII—IX вв.) сохранились разнообразные памятники монументальной скульптуры и зодчества, вырубленные в монолитных скалах:
Прибрежный храм, который был смыт в море во время великого цунами 2004 года, впоследствии восстановлен;
Прибрежный храм
гигантские скальные рельефы со сценами покаяния Арджуны и «Низвержение Ганги на землю»
покаяние Арджуны
храм Панча Ратха — пять исполинских каменных колесниц, которые наречены именами пандавов.
Все эти памятники входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

храм Панча ратха
До Мамаллопурама доехали к обеду в отеле Rajalakshmi встретили Наталью и Николая, которые успели немного отдохнуть. В этом отеле я останавливаюсь уже второй раз, он находится совсем рядом с Бенгальским заливом, здесь чистые недорогие комнаты с горячей водой, на верандах есть гамаки, отель имеет свой ресторан. В нашем путешествии это был самый недорогой отель – почти пятьсот рупий за двухместный номер в сутки.
отель Rajalakshmi
Мамаллопурам очень приятное место, здесь останавливаются туристы со всего мира. Когда то ещё во времена СССР, Мамаллопурам был курортом для советских туристов, их группами привозили не на Гоа, а именно в этот городок. Местные жители старшего возраста ещё помнят русский язык, наш коньяк и сырокопчёную колбасу. Один старичок, как то подошёл ко мне в кафе и попросил продать ему эти продукты.

В Мамаллопураме мы планировали пожить три дня, осмотр достопримечательностей был отложен на завтра, сегодня мы просто гуляли вдоль Бенгальского залива, наслаждаясь свежим морским ветром, любуясь мощными волнами. Бенгальский залив никогда не бывает спокойным, в нём много всякой живности, на берегу можно найти красивые большие раковины.  Рыбаки рано утром и вечером выходят в море, чтобы забросить свои сети.

5 января. Утром позавтракали и пошли смотреть комплекс пещерных храмов, посвященных Шива и Вишну и скальный барельеф «покаяние Арджуны и «Низвержение Ганги на землю», Он вырезан из двух больших каменных глыб. Расселина между ними позволяла дождевой воде стекать, подобно нисхождению реки Ганги, и, согласно мифологии, мудрец Бхагиратх попросил Гангу спуститься на землю, чтобы смыть грехи умерших и прах тысяч своих родственников. Сам он стоит в позе йога и медитирует, чтобы умилостивить Гангу.
А Шиву (он стоит рядом с Бхагиратхой) попросили принять всю тяжесть реки на свою голову, так как никто более был не в состоянии выдержать подобную ношу.

И все животные, и обезьяны, и слоны с детенышами (справа) подходят к реке, чтобы выразить свое почтение.
Мы посмотрели храмы, погуляли по каменным холмам, нашли на одном из них древний бассейн, наполненный водой, высеченный в каменной плите. Девочки забрались на маяк. С деревьев за нами наблюдали стаи обезьян с маленькими детёнышами.

маяк
Сделали общее фото на фоне огромного круглого камня, который каким-то чудом удерживался на откосе и скатывался вниз. К нашей фотосессии присоединилась семья местных жителей в пёстрых сари. Этот каменный шар называется « Масляный шар Кришны» , согласно индуистской мифологии у бога Кришны был ненасытный аппетит на сливочное масло, и, будучи ребенком, он часто украдкой брал горсть масла из банки своей матери.
масляный шар Кришны
После прогулки по храмовому комплексу мы шли по улице каменотёсов мимо мастерских, где изготавливают большие и маленькие скульптуры индийских богов и мраморных слоников, которых потом продают в сувенирных лавках по всей Индии.
Ганеш с ноутбуком
Мы вышли на берег Бенгальского залива, на индийский пляж.  Берег океана в Мамаллопураме разделён на две части.   Пляж,  расположенный с левой стороны от прибрежного храма,  считается европейским пляжем, а с правой стороны, Индийским.
На обоих пляжах не принято купаться в купальниках, так же здесь очень сильные течения, которые могут унести в океан даже опытного пловца.
На индийском пляже толпы нарядно одетых людей, почему то в основном во что-нибудь красное с позолотой, взявшись за руки,  в своих праздничных нарядах плескались у берега в волнах.

Индийский пляж

Для детей стояли карусели, желающих катали на лошади, продавали сладости, тут же разделывали и жарили в масле свежую рыбу и крабов, обваляных в порошке из перца чили.
Рыба стоила 70 рупий за штуку, крабы 20 рупий, мы заказали себе по порции и съели их тут же на пляже, сидя на пластиковых табуретках. Особенно мне понравились крабы, они были зажаренные, хрустящие их не надо было чистить, можно было есть вместе с панцирем.

крабы в специях

жареная рыба и крабы
После обеда мы тоже искупались в рубашках и лосинах, совсем как местные жители.
Вечером у прибрежного храма был концерт индийского танца. На поляне была установлена сцена и ряды пластиковых стульев. Каждый год с конца декабря по середину января в Мвмаллопураме проходит фестиваль индийского танца, выступают как профессиональные коллективы, так и самодеятельность, группы танцоров съезжаются сюда со всей Индии.
Мы смотрели выступл
ение профессионального коллектива, сегодня в программе была показана какая-то танцевальная история из жизни Кришны. Наша группа сидела в первых рядах перед сценой, возможно, что  это было не бесплатное мероприятие, но мы прошли сюда не через главный вход, а через щель в ограде по узкой тропинке через парк.
фестиваль танца
Возвращаясь с концерта, мы зашли в кафе поесть жареных креветок и рыбы, хозяин был очень рад такой большой группе и, чтобы заинтересовать меня в дальнейшем нашем посещении его заведения, подарил мне большую бутылку пива Кинг фишер, которую мы разделили между всеми желающими.

ужин с рыбой
Пиво в штате Тамил Наду  недешёвое, любой алкоголь в этом штате стоит очень дорого, его нельзя купить в обычном магазине, а только в специальных ликёр шопах, ближайший из которых находился в нескольких километрах от нас.
День прошёл хорошо, а вечер ещё лучше.

6 января.  Утром пошли смотреть прибрежный храм, билеты стоили дорого 500 рупий,  несколько человек решили не ходить внутрь, просто посмотреть на него снаружи, не заплатив за это денег. Я уже была в прибрежном храме раньше, по этому ждала группу у выхода, участвуя в многочисленных фотосессиях с местными жителями.
семейный портрет
вкусное мороженное кулфи
После прибрежного храма пошли смотреть храмовый комплекс « Пять ратх», в стоимость билета 500 рупий входило посещение и прибрежного храма и пяти ратх, отдельные билеты в кассах не продавались. Возле храмового комплекса, я попросила охранников пропустить нас внутрь за 200 рупий с человека, сначала он категорически отказался, но рупии были прямо перед ним у меня в руках, и он нас пропустил.
храмы пять ратх - колесниц
Вечером ещё раз посетили концерт, сегодня выступали самодеятельные коллективы в смешных костюмах, павлина, и лошади. Женщины танцевали с кувшинами на голове под зажигательный ритм барабанов.
самодеятельность
На завтра у нас был запланирован отъезд в Пудучерри, в отеле я забронировала 2 машины на всю нашу группу.

7 января. Утром позавтракали, собрали вещи, выселились из нашего гостеприимного отеля. За нами пришёл водитель, вместо двух машин нас ждал небольшой автобус, в котором мы очень комфортно разместились со всеми рюкзаками, на таком же автобусе мы выезжали группой в 2016 году. Ехали несколько часов, от Мамаллопурама до Пудучерри 100 километров.
до свидания Мамаллопурам
автобус до Пудучерри
Пудучерри (Пондичерри) — это маленький городок на побережье Индийского океана, не входит ни в один из штатов, это  союзная территория страны, а также бывшая колония Франции, до 1954 года являлся столицей Французской Индии. Название его с тамильского переводится как «новая деревня».

Пудучерри - французская Индия
Автобус довёз нас до самого отеля Velvett Villa. Отель был расположен в исторической части Пудучерри недалеко от Белого города в старинном купеческом доме, в котором сохранилась антикварная мебель, на стенах висели семейные фото его прежних обитателей. Наша группа заняла почти всё здание, кроме нас здесь ещё остановилась пожилая семейная пара из Франции. В этом городе мы встречали много французов, названия улиц и вывески кафе здесь на французском языке.
Velvett Villa

Мы заселились в отель, и пошли пообедать в Surguru Restaurant, где обычно обедали местные жители, здесь в меню было множество видов тали, мы заказали южно индийское с большой хрустящей лепёшкой роти, множеством маленьких тарелочек с овощными закусками, подливами, тарелкой риса, которую постоянно пополняли, как только она заканчивалась. Я не первый раз обедаю в этом ресторане, здесь лучшее тали на юге Индии.

Surguru Restaurant
Тали
После обеда мы зашли в церковь Immaculate Conception Cathedral, прогулялись по променаду вдоль океана, зашли в кафе и попробовали очень вкусное мороженное с фруктами.
Пудучерри променад

мороженное из фруктов
После мы посетили очень интересный светлый храм Ганеши - Manakula Vinayagar Temple. Обычно у входа в храм стоит слон и благословляет хоботом всех, кто заплатит 20 рупий. В этот раз слона на месте не оказалось, нам сказали, что он вернётся только через месяц. В храме брахман благословил нас, намазав красной краской полоску в середине лба, и подарил каждому по маленькой розочке.
храм Ганеши - Manakula Vinayagar Temple.
После храма мы направились в ашрам  Ауробиндо помедитировали в тишине у могил Шри Ауробиндо и матери.
Пондичерри являлся местом жительства известного индийского философа Шри Ауробиндо и его сподвижницы Матери, основателей Интегральной йоги.
Вечером накупили фруктов и овощей в супермаркете. Не часто в Индии можно встретить настоящий супермаркет в исторической части города.
Рядом с нашим отелем располагался ликёр шоп с очень недорогими ценами. Здесь всё было на много дешевле, чем в штате Тамил Наду. Мы накупили индийского рома Олд Монк и устроили небольшой пир в столовой нашего особняка.

8 января.  Утром позавтракали в столовой в отеле. Завтрак входил в стоимость нашего проживания.  От отельного менеджера мы узнали, что сегодня на два дня объявлена обще индийская забастовка. Это означало, что сегодня будут закрыты все кафе, магазины и автобусы тоже не будут работать.  Сегодня не был закрыт только ботанический сад, рикши не принимали участия в забастовке, на них мы  туда и поехали.
Пондичерри являлся местом действия первой трети романа «Жизнь Пи»
ботанический сад послужил красочной декорацией для съемок фильма по этой книге.

ботанический сад
Сад был пустынным и не очень ухоженным, мы погуляли по нему несколько часов и решили съездить в Аурвиль.
дорога в Аурвиль
Город был основан Миррой Альфассa, последовательницей Шри Ауробиндо, он должен был стать экспериментом по созданию интернационального общества людей, живущих вне политики и национальностей.
Главная достопримечательность Ауровиля — Матримандир, здание для медитации и практики йоги. Матримандир не относится к какой-либо религии. Здесь не проводятся какие-либо организованные церемонии.
Матримандир представляет собой сферу, покрытую дисками, поверхность которых облицована золотыми пластинами. Матримандир был построен под руководством французского архитектора Роже Анже по планам, составленным Миррой Альфассой.
Матримандир
Чтобы попасть в Матримандир, надо было зарегистрироваться накануне утром, мы не успевали сделать это.

группа в Аурвиле
Мы погуляли по парку, полюбовались храмом со стороны и вернулись в Пудучерри, вечером ещё раз прогулялись по променаду, но в Лё кафе на берегу нас не пустили, ссылаясь на забастовку, хотя кафе не было закрыто и какие то люди пили там кофе.

Пудучерри -  необычный город,  маленький островок Франции на берегу Бенгальского залива. В белом городе улочки совсем как в Европе с маленькими кофейнями и бутиками, даже полицейские здесь носят форму как у французских жандармов. Недаром  французы так любят посещать это место.
жандарма
французские улочки
9 января.  Утром выселились из отеля, на рикшах доехали до автовокзала, забастовка ещё продолжалась, но междугородние автобусы сегодня уже работали. Мы сели в автобус и через 2 часа и 65 километров  прибыли в Чидамбарам.
дорога в Чидамбарам
Чидамбарам — город в Тамил-Наду, одно из самых сакральных мест Индии, постоянно посещаемый паломниками. Это старинный храмовой город. В этом огромном храмовом комплексе ритуалы проводят в редкой даже для Индии ведийской традиции.
Чидамбарам, праздничная колесница
Чидамбарам
В Чидамбараме я раньше никогда не была, для нашей группы я забронировала комнаты в не очень дешёвом отеле, так как выбора отелей для Чидамбарама на известных сайтах почти не было.  Оказалось, на месте без проблем можно найти жильё дешевле,  даже для такой большой группы. Мы нашли отель с комнатами по 500 рупий за номер на двоих, прежняя бронь была с бесплатной отменой, и мы поселились здесь.
отель Чидамбарам
Пообедали в кафе, оказалось, что в обеденное время в кафе не продают лепёшки и чай, а только рис и лапшу. Во многих местных кафе разное меню на утро и послеобеденное время.

В Чидамбараме мы планировали остановиться всего на один день с целью посетить очень известный древний храм Шивы-Натараджи.

Храм Шивы-Натараджи - знаменитый главный храм, который был возведен ещё в незапамятные времена. «Читамбарам» значит «Город бога космического танца». Первое упоминание о нём датируется 6 веком до нашей эры, но как утверждают мифы, построен он был намного раньше в честь Бога Шивы, танцующего свой космический танец. Танец Шивы имеет особый сакральный символ: в 108 движениях этого танца заключается информация о законах бытия.
В южной Индии всего 5 храмов, символизирующих стихии. Каждый посвящён какой-то одной — земле, огню, воздуху, воде. А храмовый комплекс Чидамбарам посвящён 5 — самой тонкой и всеобъемлющей стихии — Акаше, которая пронизывает всю вселенную и в которой, как утверждает древнейшая ведийская традиция, заключена энергия Творения всего на свете. Поэтому каждая деталь храма открывает посвящённому самую суть природы вещей.
Когда-то именно в этом месте случилось состязание в танце между Шивой и Кали.
Крыша главного святилища храма сверкает чистым листовым золотом, а статуи богов украшены жемчугом, алмазами, рубинами и изумрудами.
До открытия храма оставалось ещё несколько часов, мы погуляли по улицам старого города, заглядывая в маленькие храмы по дороге.
храм Ганеши
В храм вошли через восточные ворота, обувь оставили за дверью в переулке, где живут брамины -  дикшитары.

Ритуалы в этом храме совершает особая каста браминов — дикшитары, которые живут на территории комплекса вот уже много веков и ведут замкнутый образ жизни, служа своему храму неба. Дикшитаров вы найдете только в Чидамбараме. Эти люди никогда не выходят за пределы комплекса, браки заключается внутри своего тесного сообщества. Их внешность и обычаи не имеют ничего общего не с одним из народов. Их облик сильно отличается от местного дравидийского населения и в то же время имеет мало общего с североиндийским.
брамин - диштрит
Храм был очень древним с резными каменными колоннами, множеством алтарей разным богам. В галерее ученики читали старинные книги на санскрите, во двориках паломники сидели на каменных плитах в ожидании начала пуджи. Мы уселись на ступенях напротив святилища с золотой крышей. Фотографировать здесь было нельзя, но очень хотелось. В этом храме при входе не устраивали тотальный обыск и не отбирали телефоны и камеры.  Я дождалась, пока брамин у входа в святилище отвернулся и сфотографировала это волшебное святилище.

главное святилище храма
В шесть часов вечера начались пуджи. Сначала была пуджа у святилища Вишну, а после рядом у  святилища Шивы,  зазвенели колокола, брамин запел мантру, все подняли вверх руки, повторяя Джай Шива. У меня сдавило голову, как будто током ударило в темя, даже казалось, волосы встали дыбом.  Я была не зрителем, но участником всего этого волшебного действа и это было удивительно и прекрасно!!!
пуджа
После пуджи к нашей группе подошёл молодой парнишка с бородкой – брамин по имени Ганеш, оказалось, что  у него много знакомых из России, и он жил в  Санкт-Петербурге. Мы поговорили с ним о боге общем для всех народов, он спел нам Гаятри мантру, сделали фото на память, он помог найти нам наш выход, то место, где мы оставили обувь
дикшитар Ганеш
Из всех храмов, что я посетила за всё время в Индии,  Храм Шивы-Натараджи в Чидамбараме оставил самое сильное впечатление, в подобный золотой храм в Варанаси нас даже на порог не пустили.

Возможно, я ещё когда-нибудь сюда вернусь, чтобы поучаствовать в пудже.

10 января.  Выселились из отеля, на рикшах поехали на жд вокзал, сегодня у нас был поезд в Каньякумари.  Железнодорожный вокзал был  украшен картинами танцующих девушек и браминов.
Чидамбарам вокзал
Чидамбарам - город танцующего Шивы
Поезд пришел почти без опоздания, только платформу , с которой должен был отправиться поезд поменяли, наш вагон был хорошего АС 3 класса с кондиционером, проводником и постельным бельём.
Чидамбарам, ждём поезд
поезд в Каньякумари
11 января.  В три часа ночи мы прибыли в Каньякумари, вещи оставили в заранее забронированном отеле Sivamurugan, названого в честь младшего сына бога Шивы Муругана.
отель Шива Муруган

Каньякумари 4 утра
Город Канниякумари расположен на мысе Коморин, в самой южной точке полуострова Индостан. Здесь сходятся воды Аравийского моря, Бенгальского залива и Индийского океана. Здесь почти в одной и той же точке,  можно встречать как рассвет, так и закат,  и это единственное место в Индии, где можно искупаться именно в Индийском океане, а не в Бенгальском заливе, как в штате Тамил Наду,  или в Аравийском море, как в штате Гоа.
Каньякумари перед рассветом
В Каньякумари  в 4 часа утра на берегу океана уже было многолюдно, группы паломников ходили по берегу в ожидании восхода солнца. Продавцы чая уже  предлагали всем свой горячий сладкий напиток с молоком и имбирём.
рассвет
У Храма Кумари Амма собралась толпа паломников, он открывался в 4.30 утра.
Название этой местности происходит от имени Кумари Амма, в честь Храма Каньякумари. Этот храм посвящен Канья Дэви – одному из воплощений Паравати – жены Шивы, так как Канья – вечная невеста бога Шивы. По преданию свадьба была назначена, но ритуал так и не состоялся.
В этот храм мужчины могут зайти только по пояс обнажённые из уважения к богине.

Около шести часов утра небо порозовело, из-за горизонта показалось солнце.

встречаем рассвет
Народа на берегу стало ещё больше. Паломники купались у берега в волнах, молились, сушили на ветру мокрые разноцветные сари и лунги, фотографировались целыми группами.  Здесь было много шиваитов в чёрных одеждах, которые приезжают сюда целыми автобусами со всей Индии ,  чтобы встретить на берегу восход солнца и поклониться богине Кумари.

Эта церемония  здесь происходит каждый день на рассвете и закате.

Мы устали бродить по улицам города, позавтракали досой в кафе, и, наконец - то, нам выдали ключи от комнат, где мы могли принять душ и немного поспать.
доса -блин из рисовой муки

массала доса - завтрак
Отдохнув, и ближе к вечеру мы пошли смотреть христианский район, где живут рыбаки. Погуляли по красивым чистеньким улочкам среди разноцветных домиков.

христианский район, дети идут в школу
рыбацкие лодки
Местные нарядные школьники улыбались и махали нам вслед, зашли в великолепную нарядную католическую церковь «Наша дева Рансом»( Our Lady of Ransom).  Это самая красивая церковь в Каньякумари.  Это грандиозное белоснежное ажурное здание в неоготическом стиле видно со всех точек города.
церковь «Наша дева Рансом»
Согласно официальным данным, в округе Каньякумари проживает почти половина всех христиан Индии. Поэтому неудивительно, что католическая церковь в городе была издавна. Но в том виде, в котором она предстаёт сейчас, её построили в 1900 году.

После посещения церкви мы пошли дальше по дороге и через какое-то время наткнулись на очень интересный индуистский храм.
индуистский храм
 Храм не был древним, это была вполне современная постройка, но его терраса перед алтарём удивляла обилием скульптур всевозможных богов и богинь, таких ярких и разноцветных. Наша участница путешествия Ира из Нижнего Новгорода увлекалась изучением индийского пантеона, она подробно нам рассказала о каждом из богов. Получилось очень интересно и познавательно.
Кама - бог любви
дети
Когда мы вернулись к отелю,  уже стемнело. Не далеко от нас на стоянке автобусов напротив отеля Temple Citi на улице жарили свежую рыбу с тапиокой, цена была недорогой, всего 60 рупий за 1 рыбку, мы поужинали здесь же на скамейке.

12 января. Утром мы позавтракали в кафе  и пошли занимать очередь на паром к острову Вивекананды

очередь на паром к острову Вивекананды.
Острова Вивекананды - в 500 м от берега, считаются самой южной точкой Индии. На одном из них находится мемориал Свами Вивекананды, а на другом — гигантская статуя тамильского святого поэта Тирумулара. Один из двух островов носит имя "Шри Падапарай" (Sri Padaparai), что означает "скала божественной стопы", ибо именно его освятила прикосновением своей ноги богиня Канья-Кумари, которая так долго ждала Шиву на острове, что её стопа отпечаталась в камне.
Острова Вивекананды
Свами Вивекананда - индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны (Рамакришна Матх) и Миссии Рамакришны, один из основателей неоиндуизма, способствовавший пробуждению национального самосознания инд. народа и установлению диалога с зап. культурой.

Очередь на паром была длинная, но двигалась довольно быстро. Мы стояли вместе группами шиваитов в чёрных одеждах, которые приехали сюда целыми семьями, чтобы посетить на острове храм стопы богини Кумари.

После покупки билетов на паром,  на берегу очередь разделилась на две части, на очередь для мужчин и очередь для женщин.  При входе на паром каждый должен был взять для себя спасательный жилет.  До острова плыли не долго, но весело, нас подкидывало на волнах, пассажиры смеялись и хором взвизгивали.
на пароме
На острове, мы купили входные билеты, оставили обувь у входа и ходили по камням босиком, стараясь не сходить с тропинок окрашенных белой краской, на которых не так жгло босые ноги.
мемориал Вивекананды
Посетили мемориал Вивекананды, именно здесь пять лет тому назад, я увидела небольшой портрет Рамакришны – учителя Вивекананды, ничего о нём не зная, я нашла в интернете информацию о жизни этого удивительного человека.
Рамакришна
Его лицо показалось мне таким знакомым, как будто я знала его раньше.

Мы помедитировали на тростниковых циновках под звуки мантры оммм, сходи в храм посмотреть на каменный отпечаток стопы Кумари и уселись отдохнуть в тени у одной из закрытых дверей храма, от куда открывался великолепный вид на океан и соседний остров с гигантсой статуей тамильского святого поэта Тирумулара.
поэт Тирумулар
При каждом посещении этого острова, мы отдыхаем на этом месте, привлекая к себе всеобщее внимание местных жителей, участвуя в бесконечных фотосессиях с шиваитскими семьями.

семейный портрет с шиваитами
Этот остров – чудесное место, когда стоишь на краю и смотришь на океан, понимаешь, что впереди на десятки тысяч километров нет никакой земли кроме Антарктиды!!!
После посещения острова гуляли по бесконечному прибрежному базару, где можно купить большие белые раковины, специи, чаи и вкуснейшие  пирамидки из сахарного тростника с имбирём.  На центральной улице в одной из лавочек у продавца Саши, который самостоятельно выучил русский язык, мы сидели, пили массала чай и покупали украшения из жемчуга, которые производят в Каньякумари и потом развозят по всей Индии. Цены на жемчуг в Каньякумари дешевле, чем в других городах Индии.

После обеда съездили на рикше в датский форт Ваттакоттай на пустынный кокосовый пляж, где можно было искупаться в купальниках, не привлекая к себе внимания местных жителей
форт Ваттакоттай
кокосовый пляж
дикие павлины
13 января. Утром выселились из отеля. Наш поезд в Рамешварам  отправлялся поздно вечером в 22 часа. Мы оставили вещи в отеле нашли водителя с большой машиной, в которую мы поместились вдевятером и поехали на экскурсию к водопаду Тхирпараппу, что находится в шестидесяти километрах от города.
едем к водопаду
дорога к водопаду
По пути мы заехали в небольшой храм Саи Бабы и в очень древний храм Тханумалайян в Сучиндраме. Его главное божество — тримурти: Шива, Вишну и Брахма в одной форме. Название ему Sthanumalyam (Шива — Стхану, Вишну — Маал и Брахма — Аян).
храм Тханумалайян
Легенды ведают о продолжительном строительстве храма — около 600 лет, а его история насчитывает почти 1300 лет.

Считается, что в этом храме сам Индра исцелился от проклятия мудреца Гаутама Муни за неподобающее поведение с его женой, молясь лингаму в этом храме. «Сучи» означает «чистый» на санскрите, таким образом, название города означает «Очищение Индры».

Храм отличает огромная статуя Ханумана, эротические барельефы , выполненные в типичном дравидийском стиле, музыкальные колонны из гранита, при постукивании которых разносится мелодичный звук.
Фотографировать в храме запрещено, но на входе в храм,  сумки осматривали не очень тщательно, смартфон удалось пронести с собой, и появилась возможность сделать множество фото неприлично эротических фресок со сценами из неподобающих деяний Индры.
Получилась целая коллекция сучиндрамской камасутры.

После посещения храма мы продолжили путь к водопаду. Водопад оказался не очень большой, там было много людей.   В одной части водопада купались мужчины,  в другой женщины.  Они купались, тут же мыли голову, стирали вещи и мыли посуду. Мы тоже немного поплескались в водопаде вместе со всеми, съели, привезённый с собой арбуз и поехали обратно в Каньякумари.

водопад Тхирпараппу
На трёх рикшах мы поехали на жд вокзал, чтобы сесть на поезд в Рамешварам.
Досвидания, Каньякумари
Рамешварам — один из самых-самых священных городов Индии, один из городов Чар Дхам, объединяющего четыре святыни важнейших святыни Индии по четырем сторонам света — Пури на востоке, Дварка на западе, Бадринатх на севере и Рамешварам на юге. Говорят, что паломничество в Варанаси считается неполным без посещения Рамешварама.
Рамешварам называют Южным Варанаси. Но если в Каши приезжают умирать, то паломники прибывают в Рамешварам, чтобы продлить жизнь, очиститься от грехов, чтобы окунувшись в священные водоемы острова получить благословение, ясный разум, чистое сердце, крепкую волю, долголетие и здоровье, удачу и богатство.
Рамешварам — место бога Рамы. Рама — инкарнация бога Вишну и герой «Рамаяны».Злой демон Равана, правитель Шри Ланки, похитил жену Рамы — Ситу. Рама, при поддержке войска обезьян во главе с их предводителем Хануманом, разгромил демона Равану и освободил Ситу. Они прибыли в место, где сейчас находится Рамешварам, построили лингам и совершили поклонение Шиве. Так что Рамешварам — очень священный город, где Рама (воплощение бога Вишну) поклонился богу Шиве. Бог поклонился богу.

Рамешваран расположен на острове, поезд идёт по 2х километровому мосту через Полкский залив.
Полкский залив
Вечером, когда мы ждали свой поезд на вокзале, ко мне подошёл парень и сказал, что наш поезд не доедет до Рамешварама, так как сегодня мост через Полкский  пролив  из-за сильного ветра будет закрыт.  Очень жаль, что нам так и не удалось проехаться по мосту на поезде через океан. Этот  мост считается одним из самых опасных ж/д мостов в мире, так как в Полкском проливе дуют сильные ветра.  Мост был построен в 1914 году.
Ждём поезд в Рамешварам
14 января. Наш поезд опоздал. Ночь мы провели в поезде, нас высадили на предпоследней остановке на материке  перед островом.

При выходе из поезда нас тут же окружили водители машин, предлагая за 300 рупий с человека довезти нас до города. На площади стояло несколько автобусов, которые тоже отправлялись в Рамешварам. Оказалось, это были бесплатные автобусы, специально предоставленные железной дорогой, для пассажиров поезда, которых не довезли до Рамешварама. Мы погрузились в автобус и через час уже были в Рамешвараме, остановка оказалась совсем рядом с нашим отелем Sri Saravana. Заселили нас сразу.
отель Sri Saravana
Мы немного отдохнули, приняли душ и пошли гулять по набережной у храма Agni Teertham, где паломники на ступенях( гхатах) омывались в священных водах Маннарского залива.
храм Agni Teerham
Вместе с местными туристами мы покатались на кораблике по заливу, после прошлись дальше по набережной до христианской рыбацкой деревушки, собирая по дороге ракушки, обломки кораллов и морские губки.
катаемся по Маннарскому заливу

рыбацкая деревня
христианская рыбацкая деревня
После обеда переждали жару в отеле, а вечером пошли в храм Раманатхасвами (Рамалингешвара). Храм известен самым длинным храмовым коридором в Индии (230 м, по другим данным — 253 м). В храме Раманатхасвами (Рамалингешвара) находятся 22 священных водоема, каждый из которых обладает своими уникальными свойствами. Один очищает от грехов,  другой дарит мудрость, третий помогает стать богатым и т.д. В длинных коридорах храма встречаются группы мокрых паломников, они приезжают сюда из дальних уголков Индии и стараются окунуться во все священные воды

храм Раманатхасвами
Мы долго бродили по бесконечным галереям, по закоулкам по мокрым плитам, нашли все три волшебных источника, но так в них и не окунулись.
Вечером в кафе Анапурна поужинали брияни.

15 января. Сегодня мы запланировали поездку на косу Данушкоди к мосту Рамы или Адамовому мосту.
На косе Дханушкоди («наконечник стрелы») начинается легендарный мост на Ланку, построенный Рамой и его армией обезьян, чтобы освободить похищенную Раваной возлюбленную царя, Ситу. В подтверждении легенды остатки песчаной косы (моста) действительно существуют и видны невооруженным глазом из космоса. Существует мнение, что до начала XV века по косе можно было дойти до Шри-Ланки (в этом месте расстояние от Индии до Шри-Ланки всего 35 км), пока позднее штормы и тайфуны не разрушили монолитность Адамова моста. Впрочем, легенда утверждает, что мост разрушил сам Рама, запустив стрелу в сторону возведенного в океане моста.
мост Рамы из космоса
На самый конец косы пройти нам не удалось, он был огорожен проволочным ограждением, полицейский или пограничник охранял запретную территорию от желающих пешком по Мосту рамы уйти на Шри-Ланку.
На двух рикшах мы поехали самый конец косы Данушкоди к мосту рамы. Я была здесь с небольшой группой в 2016 году, в то время  автобусы и рикши могли доехать только до самого начала косы до  наблюдательного пункта, дорога до моста Рамы тогда ещё не была закончена.

Сейчас дорога продолжалась почти до самого конца косы, туда теперь можно доехать на обычном городском автобусе №3.
коса Данушкоди
22 декабря 1964 года вокруг Дханушкоди развернулся массивный циклон с ветром, порывами  до 170 миль в час, и весь город был в руинах. К сожалению, почти 1800 человек погибли, и все дома в городе были снесены на землю. Правительство Мадраса  назвало город « не пригодным для проживания людей». Однако сегодня в  соломенных хижинах живет  небольшое количество рыбацких семей.

В Данушкоди, город занесённый песком мы побродили среди развалин домов из кирпича и кораллов, сфотографировались у разрушенной католической церкви, дошли до развалин старого железнодорожного вокзала, в рыбацкой деревне нас угостили сладкой рисовой кашей «понгал» на банановом листе. Слово «понгал» (Pongal) означает «блюдо сладкого риса», которое готовится в честь праздника.
Данушкоди, город , занесенный песком

рыбацкая деревня на косе Данушкоди
В Тамил Наду сегодня начали праздновать второй самый важный день праздника Понгал - Сурья Понгал (Surya Pongal) в честь Бога Солнца. В этот день солнцу подносятся различные кушанья из риса. Женщины украшают центры внутренних двориков своих домов красивыми узорами, сделанными из рисовой муки и красной глины
Понгал - индуистский праздник урожая, традиционно посвящённый богу Солнца Сурье и празднуемый тамильцами в индийском штате Тамилнад и на Шри-Ланке. Целью Понгала является выражение благодарности богу Солнца за собранный урожай и предложение ему первых собранных зёрен. Понгал на тамильском языке означает «перекипать» или «переливаться через край». Для тамильцев, перекипающее молоко символизирует материальное процветание.
Понгал
Наша группа решила разделиться, половина группы на рикшах вернулась в город, остальные остались на косе, чтобы никуда не торопясь побродить по окрестностям. Я осталась с теми, кто решил статься здесь. Мы поели жареной рыбы в придорожном кафе,
жареная рыба
придорожное кафе
через рыбацкую деревню дошли до развалин старой пристани, гуляли по безлюдной песчаной косе вдоль Бенгальского залива, искупались в океане в купальниках, так как рядом никого из местных не было. После сели на автобус и вернулись в Рамешварам.

Сейчас, когда дорога достроена почти до самого моста Рамы, нет смысла заказывать машину или рикшу для экскурсии по косе, лучше всего доехать на автобусе №3 до конечной остановки, затем пешком по берегу дойти до развалин Данушкоди и вернуться в город.

старая пристань
коса Данушкоди

16 января.  В девять утра на локал басе за 136 рупий с человека выехали в Мадурай.  Мы не планировали здесь на долго останавливаться , вечером у нас был поезд до Варкалы.
дорога в Мадурай
Вещи оставили на железнодорожном вокзале в камере хранения и пошли осматривать главный храм города Храм Шри Минакши.
храм Шри Минакши
Храм Мина́кши -  индуистский храм в городе Мадурай. Назван в честь трёхгрудой богини Минакши, одного из воплощений супруги бога Шивы Парвати.
Несмотря на то, что возраст последней постройки храма составляет 400 лет, история сооружения насчитывает более 2000 лет.
«Минакши» означает «рыбьеглазая». Так, по преданию, звали принцессу, у которой действительно были выпуклые и большие «рыбьи» глаза. Была у нее и еще одна особенность — она родилась на свет с тремя грудями. Озадаченные родители призвали на совет нескольких самых уважаемых мудрецов, которые предрекли, что третья грудь принцессы исчезнет в тот день, когда она повстречает своего будущего мужа. Это предсказание сбылось в тот день, когда принцесса Минакши встретила бога Шиву, представшим перед ней под именем Сундарешвара — «Повелитель красоты».
Через восемь дней Минакши обручилась в Мадурае с богом Шивой. В память об этом событии в Мадурае в XVII веке был сооружен громадный храмовый комплекс. Здесь хранятся святыни, связанные с Минакши и Шивой-Сундарешварой, и поэтому до сих пор это святилище остается одним из центров паломничества в Индии.

До открытия храма оставалось ещё несколько часов. Мы зашли в местный ресторан, чтобы пообедать. В ресторане в меню из еды было только тали. Мы долго пытались договориться с официантом, который почему то всем приносил разное количество тарелочек на блюде за одну и ту же цену. Полный набор получил только Николай, который заказал все сразу, пока мы пытались разобраться с меню. Мы шумно выясняли отношения с официантом, все плохо понимали друг друга. Местные посетители кафе завороженно смотрели на весь этот спектакль и снимали нас на видео.
кафе Мадурай
Тали
После обеда пошли в храм. Правила посещения храма  с моего последнего его посещения в 2016 году, сильно ужесточились, теперь в храм не разрешали проносить ничего, кроме денег, документов и воды, пришлось всё сдать в камеру хранения. Светлану попросили обмотать туловище платком, хотя она была одета в  лосины и длинную тунику. Часть группы,  испугавшись всех этих ограничений,  решила не заходить внутрь, а просто погулять вокруг храма.  Мы зашли в храм, прошлись по залам , посидели в галерее медитаций и на ступенях у храмового пруда, отыскали среди множества разноцветных скульптур на башнях – гопурамах зелёнолицую  богиню с рыбьими глазами.
храм Шри Минакши
Когда мы вышли из храма, было уже темно, и  мы хотели найти общественный туалет, к нам подошёл парень и пригласил нас в свой магазин, где у него было всё, что нам нужно, включая туалет. Каждое посещение Мадурая мне не удаётся избежать посещения этого магазина, где торгуют очень дорогой антикварной мебелью, коврами, картинами, фресками и разной сувенирной мелочью. Раньше нас сюда заманивали, чтобы мы с крыши полюбовались храмом Шри Минакши.  Мы любовались, но никогда ничего не покупали.

Я пыталась объяснить продавцу, что у нас вечером поезд, и мы не сможем у него купить ни шкаф,  ни ковёр. Но для нашего зазывалы это не являлось проблемой, он обещал, что купленную нами мебель самолётом доставят в наш город. Потом он показал нам журнал покупок, где русские покупали у него вещи на десятки тысяч долларов.
В итоге,  я купила у него красивое серебряное кольцо с голубым лаброданитом,  девочки тоже купили несколько колец и подвеску. В благодарность нас всех угостили холодным пивом и пепсиколой.  Приятно посещать индийские лавочки с такими радушными хозяевами.
Выйдя на улицу,  мы увидели процессию с колесницей, на которой нарядную статую богини возили вокруг храма под звон колоколов и барабанов. К шествию присоединились украшенные лентами и бусами коровы. Сегодня был третий день праздника Понгал.

колесница у храма
коровий день Понгала
Третий день — Маату Понгал (Maatu Pongal), или Понгал скота. Домашнюю скотину чистят и моют, рога животных полируют, раскрашивают и украшают. Ее также ожидает подслащенное питье из риса — «понгал». Иногда в этот день устраивают игры с быками. К рогу быка привязывают мешочек с деньгами, и юноши пытаются снять его у бегущего быка.
Мы погуляли по улочкам  рядом с храмом, где продавали украшения, разные сладости и уличную еду, попробовали по кусочку варёной пальмы со специями и пошли на жд вокзал.
Мадурай рынок у храма

варёная пальма
Мы забрали вещи из камеры хранения. Наш поезд уже стоял на четвёртом пути. В этом поезде не было хороших вагонов, только вагоны пролетарского слиперкласса без кондиционера, проводников, постельного белья со щелями в окнах и незакрывающимися дверями в тамбуре.
Завернувшись в свои одеяла, мы легли спать, утром мы прибывали в Варкалу.
поезд в Варкалу
Варкала — небольшой курортный поселок в штате Керала на берегу Аравийского моря в 40 км от Тривиндрама.

17 января. Поезд прибыл почти без опоздания. Мы распределились по разным тамбурам, чтобы все успели быстро выйти, так как стоянка поезда была всего одна минута.  У вокзала мы нашли машины, за 450 рупий,  доехали до берега океана, где располагался наши отели Organic Villa и Bamboo Village. В отеле Organic Villa нас никто не ждал, мы заглядывали в пустые грязные комнаты, пытаясь хоть кого-нибудь найти. Наконец из одной из комнат вышел заспанный парнишка, долго пытался до кого то дозвониться, потом предлагал мне беседовать по телефону с хозяином отеля, я показывала ему бронь с буккинга.  В результате он просто отвёл нас в соседний отель Paradise Beach, где мы уже останавливались два года назад.
Отель был хороший, заселились мы по той же цене, что была указана в моём предыдущем бронировании. С другим отелем Bamboo Village проблем никаких не возникло, у нас была оплаченная бронь на два двухместных номера, нам даже дали номер более высокой категории, так , как недорогие номера все были заняты.

отель Bamboo vilage
Шесть чудесных дней мы прожили в Варкале. Купались в океане на черном пляже  и на пляже Папанассам, ходили через рыбацкую деревню на пляж Одаям, записались на аюрведический масляный массаж, по вечерам лакомились  тигровыми креветками и жареным красным снапером.

Каждый день любовались великолепными керальскими закатами. Девочки съездили на экскурсию по каналам на лодках вокруг острова Манро. В Каньякумари многие накупили себе сари. В Варкале на закате все нарядились и устроили фотосессию на фоне океана.
Хорошо отдохнули после нашего бесконечного путешествия.

23 января.  Утром выселились, позавтракали в ресторане Клафути и на трёх такси уехали в аэропорт Тривандрума.

прощание с нашим итальянским соседом
аэропорт Тривандрум

Ночной Дели
К 11 вечера прилетели в Дели.Мы еле успели на последний поезд метро до жд вокзала New Delhi.  На привокзальной площади было много военных,  нас не пускали пройти через виадук на другую сторону железнодорожных путей вокзала к нашей улице Мейн Базар.  В Дели готовились к празднованию дня республики 25 января.
Казалось, вся привокзальная площадь была отгорожена границей от остальных улиц города, внутрь пускали только по билетам на поезд.
Мы побегали вокруг площади и прошли между рикшами, не встретив охраны на своём пути.  Граница была на замке, но пограничников на всю границу не хватило.
Дели, холодно
Каждый год в этом месте возникают проблемы с прохождением по виадуку  на Мейн базар к своему отелю.
Мы заселились в отель Hare Rama, после того, как нам пообещали выселение в то же время, что мы и заселились. После ремонта и смены персонала, в этом отеле выселение предполагалось только в 12 дня.

24 января. Мы впятером съездили в сикхский храм Гурдвару Бангла Сахиб, послушали песнопения в храме, походили вокруг пруда с золотыми рыбами.

Гурдвара Бангла Сахиб
Оттуда пешком отправились к воротам Индии, по пути зашли на выставку современных индийских художников. Из-за подготовки к праздничному параду  доступ к воротам был перекрыт. Мы сели на рикшу впятером и поехали в Лоди парк. Там как всегда было очень красиво, кто то пел, подростки тренировались в паркуре на поляне у усыпальниц султанов династии Лоди.  Небо затянуло тучами, пошёл дождь. Очень не хотелось мочить свои теплые толстовки, по вечерам в отеле холодно и сыро, высушить вещи не получится. Мы сели на рикшу и поехали в отель.
к воротам Индии дорога перекрыта
Лоди парк
Другая часть нашей группы в этот день съездили  в парк Кутуб минар, зашли в храм Лакшми Нараяна, погуляли по улице Чадни чоук.   Ред Форт был сегодня закрыт из-за подготовки к дню республики.

25 января. Сегодня день был посвящён шопингу, надо было купить всем подарки и потратить оставшиеся рупии. Мы съездили в Гургаон на станцию метро MG Road, там было несколько  больших молов. Мы бродили по магазинам до вечера, накупив качественной индийской одежды и разных
сладостей.

ужинаем кашмирской картошкой
26 января. Ночью  улетели в Москву аэрофлотом две Натальи, Светлана, Ирина и Николай,  утром – в Алматы Оксана и  две Натальи.

До свидания, Дели, до встречи!!!
 27 января Я улетела в Бангкок.
Наше бесконечное путешествие закончилось, так  много всего успели повидать, долго будем вспоминать наше зимнее лето.

14 апреля 2019  Наталья.

P.S Зимой 2020  опять собираемся в новое путешествие по Индии по маршруту: Дели - Аурангабад - Мумбаи - Арамболь - Панаджи, Олд Гоа - Хампи - Бангалор – Дели.
Маршрут интересный, люди в это путешествие уже есть, билеты на самолёт купили, значит едем.